Uncategorised

Мониторинг формирования функциональной грамотности Глобальные компетенции.


Мониторинг формирования функциональной грамотности Глобальные компетенции. Характеристики заданий.


Мониторинг формирования функциональной грамотности Естественно-научная грамотность.


Мониторинг формирования функциональной грамотности Естественно-научная грамотность. Характеристики заданий.


Мониторинг формирования функциональной грамотности Креативное мышление


Мониторинг формирования функциональной грамотности Креативное мышление. Характеристики заданий.


Мониторинг формирования функциональной грамотности Математическая грамотность


Мониторинг формирования функциональной грамотности Математическая грамотность. Характеристики заданий.


Мониторинг формирования функциональной грамотности Финансовая грамотность


Мониторинг формирования функциональной грамотности Финансовая грамотность. Характеристики заданий.


Мониторинг формирования функциональной грамотности Читательская грамотность


Мониторинг формирования функциональной грамотности Читательская грамотность. Характеристики заданий.


Мониторинг формирования функциональной грамотности Естественно-научная грамотность.


Мониторинг формирования функциональной грамотности Естественно-научная грамотность. Характеристики заданий.


Мониторинг формирования функциональной грамотности Креативное мышление


Мониторинг формирования функциональной грамотности Креативное мышление. Характеристики заданий.


Мониторинг формирования функциональной грамотности Математическая грамотность


Мониторинг формирования функциональной грамотности Математическая грамотность. Характеристики заданий.


Мониторинг формирования функциональной грамотности Финансовая грамотность


Мониторинг формирования функциональной грамотности Финансовая грамотность. Характеристики заданий.


Мониторинг формирования функциональной грамотности Читательская грамотность


Мониторинг формирования функциональной грамотности Читательская грамотность. Характеристики заданий.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы. Методическое пособие для педагогов.

Сборник задач по математике на развитие функциональной грамотности учащихся.

Сборник задач по математике (в рамках международного исследования PISA)

Методическое пособие «Развитие функциональной грамотности учащихся основной школы»

 

Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач (из опыта работы Вятской гуманитарной гимназии)

 

Методические рекомендации и инструкции по решению заданий международных исследований

 

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе: актуальный региональный опыт (Белгородская область)

МАТЕРИАЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

 

Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа»

 

Открытые задания PISA на официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт оценки качества образования»

 

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений»

 

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

 

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

 

Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

 

Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

 

Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы: https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/.

 

Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/.

 

Цифровой сервис содержит комплексные задания по пяти компонентам функциональной грамотности.  https://media.prosv.ru/fg/

 

Проект Центрального банка РФ «Онлайн-уроки финансовой грамотности» https://dni-fg.ru/

 

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.

 

Учебно-методические материалы https://edu.pacc.ru/metodmaterialy/

Федеральный портал Академия Минпросвещения России – https://apkpro.ru

Единое содержание общего образования – https://edsoo.ru/

Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности - https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/

Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA – https://youtu.be/Q5TB8gNdwdA

2022 год


Функциональная грамотность 

 Функциональная грамотность – один из актуальных навыков, которые нужны современным школьникам. Сам термин «функциональная грамотность» возник более полувека назад: в 1957 году речь шла о базовых навыках чтения, счета и письма, которые позволяли человеку решать простейшие задачи, связанные с функционированием в социуме. Сегодня же мы говорим о способности человека использовать знания и приобретенные навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач.

 Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

 Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции - способности o критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; o осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; o вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового .


Федеральный уровень

 

Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 годы) (с изменениями на 24 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 6 января 2022 года)

 

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

 

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО

Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"

 

Региональный уровень

 

Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге январь 2022

 

Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

 

Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О проведении работы по функциональной грамотности для 6-х классов»

 

Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 № 31978-р «О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р»

 

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 15.09.2021 № 2598-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование н оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»


Школьный уровень

 

План мероприятий (Дорожная карта), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, на 2021-2022 учебный год ГБОУ СОШ № 156 Калининского района

 


2022 год